English
German
French
Italian
ВХОД В СИСТЕМУ
Логин:
Пароль:
запомнить логин и пароль?
Регистрация »
Напомнить логин и пароль »
[ закрыть ]
выбор языка / select language главная страницанаписать письмовход в систему
Главная страница

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ О БАНКРОТСТВЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Французские регулирующие законодательные акты в области банкротства:

·        Акт n° 84-148 от 1 марта 1984 г. в отношении предотвращения и дружественного урегулирования затруднений на предприятиях (relative а la prйvention et au rиglement amiable des difficultйs des entreprises); Декрет n° 85-295 от 1 марта 1985 г.”;

·        Акт n°85-88 от 25 января 1985 г. в отношении оздоровления и судебной ликвидации предприятий (“relative au redressement et а la liquidation judiciaire des entreprises”); Декрет n° 85-1388 от 27 декабря 1985 г.; Декрет n° 88- 430 от 21 апреля 1988 г.

·        Акт n°85-89 от 25 января 1985 г. относительно судебных администраторов, уполномоченных ликвидаторов и экспертов по оценке ситуации на предприятиях (“relative aux administrateurs judiciaires, mandataires-liquidateurs et experts en diagnostics d’entreprises”); Декрет n° 85-1389 от 27 декабря 1985 г.

·        С поправками, внесенными в эти законодательные акты Актом от 10 июня 1994 г.

В настоящем отчете мы будем использовать следующие термины: ‘управляющий’ вместо французского термина ‘судебный администратор’(‘administrateur judiciare’); ‘ликвидатор’ вместо французского термина ‘уполномоченный ликвидатор’(‘mandataires-liquidateurs’); и ‘конкурсный управляющий’ вместо французского термина ‘судебный уполномоченный’(‘juge commissaire’).

 

 

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В СТРАНЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ВОПРОСАМИ БАНКРОТСТВА/ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ? (ДА/НЕТ, ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТАКОЙ ОРГАН, КАКИЕ У НЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ?)

 

1.1. Существует ли в стране специальный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами банкротства/ несостоятельности?

Нет.

Органы исполнительной власти занимаются затруднениями, возникающими у предприятий только с точки зрения предотвращения таких затруднений. Участие государственных и местных органов исполнительной власти осуществляется в виде финансовой или налоговой помощи.

Прокуратура обладает определенными полномочиями в связи с процедурой банкротства, однако она не является специальным органом исполнительной власти, занимающимся делами о банкротстве.

 

1.2. Что из себя представляет такой орган?

 

1.3. Какие у него основные функции?

 

 

2. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВА (ДА/НЕТ, КАКИЕ ЭТО ОРГАНЫ? В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ УЧАСТИЕ?)

 

2.1. Существуют ли государственные исполнительные органы, которые участвуют в процедуре банкротства?

Да.

 

2.2. Какие это органы?

Прокуратура

 

2.3. В чем заключается их участие?

Прокурор может передать вопрос о несостоятельности должника в суд на основании закона от 15 октября 1981 г. (статья 4, параграф 2; статья 5; статья 98). Он должен обосновать такой запрос. Соответствующая процедура предусмотрена статьей 9 Указа: прокурор представляет запрос в суд с указанием фактов, являющихся основанием для такого запроса. Председатель суда вызывает должника, который должен явиться в течение установленного срока.

Согласно статье 425-2є Нового гражданско-процессуального кодекса, Прокурор должен получать информацию о любой процедуре банкротства (несостоятельности).

Прокурор может также иметь право голоса в отношении периода наблюдения, которое осуществляется следующим образом:

- путем запроса о его продлении (статья 8, параграф 2 Акта),

- путем запроса о замене общего режима специальным упрощенным режимом, который обычно применим к мелким предприятиям (статья 138 Акта),

- путем запроса об изменении функций управляющего (статья 31 Акта),

- путем заключения на эксклюзивной основе (статья 42 Акта) или прекращения (статья 43 Акта) договора найма, управления или операционной аренды (‘location-gйrance’).

Он имеет право направить запрос о замене ряда лиц, участвующих в процедуре [банкротства] (например, управляющего, экспертов, представителя кредиторов (статья 12 Акта), уполномоченного по осуществлению плана (‘commissaire а l’exйcution du plan’) (статья 67 Акта), ликвидатора (статья 148-4 Акта). Любая замена осуществляется в консультации с ним (статья 30, параграф 3 Указа).

Он имеет право направить запрос об отмене плана реструктуризации (статьи 80, 89, 85 Акта).

Он имеет право направить запрос о назначении специального (ad hoc) управляющего (статья 90 Акта).

Он имеет право направить запрос о прекращении деятельности (‘cessation d’activitйs’) или о судебной ликвидации (статья 36 Акта).

Он имеет право осуществлять апелляционные процедуры (статьи с 171 и далее, в особенности статьи 173-1, 174 и 175 Акта).

Он имеет право вмешиваться в процедуры применения санкций и привлечения к ответственности. Он может направить запрос о том, чтобы дата прекращения платежей была изменена с тем, чтобы продлить период рассмотрения и дать возможность для принятия решения в отношении аннулирования определенных актов (статья 9, параграф 2). Он имеет право потребовать, чтобы утверждение плана происходила без оказания влияния на этот процесс со стороны директоров предприятия (статья 23 Акта).

Он обладает большими полномочиями в плане предъявления судебных исков в отношении управляющих предприятием. Он может попросить, чтобы директоров обязали погасить обязательства предприятия, а также потребовать реструктуризации (статья 183 Акта), персонального банкротства или иных запретительных мер (статья 191 Акта). Он может передать дело в уголовный суд (статья 211 Акта).

 

 

3. ИМЕЮТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ НА СОБРАНИЯХ КРЕДИТОРОВ ПО ВОПРОСУ О НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖАХ? (ДА/НЕТ, ПО КАКИМ ВОПРОСАМ)

 

Да.

Согласно статья 24 Акта 1985 г., в случае применения плана реструктуризации с целью предполагаемого продолжения деятельности предприятия, консультация с кредиторами организуется управляющим под наблюдением конкурсного управляющего. Управляющий направляет каждому кредитору, включая Казначейство, представившему свое требование, заказное письмо, содержащее предложения в отношении погашения требований. Каждый кредитор затем должен сообщить о своем согласии. Согласно общему правилу, отсутствие ответа от кредитора в течение 30 дней признается молчаливым согласием со всеми сроками и суммами выплат, предложенными представителем кредиторов.

Это требование толкуется более гибко в отношении Казначейства: согласно статьям 179 и 181 Указа от 1985 г., если Налоговая администрация не отвечает в установленные сроки (от 6 до 8 недель при обычном режиме и 6 недель при упрощенном режиме) на предложение представителя кредиторов, то это подразумевает отрицательный ответ.

 

 

4. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ В РАМКАХ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА (ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ МОРАТОРИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЛАТЕЖАМ)

 

Очередность требований Казначейства

Казначейство пользуется общими привилегиями, которые касаются исключительно движимого имущества налогоплательщика. Последнее включает имущество, существующее на момент принятия судебного решения о банкротстве, а также имущество, которое может быть приобретено должником впоследствии, например, в случае продолжения деятельности.

Что касается налогов, причитающихся в отношении периода до принятия судебного решения о проведении процедуры реструктуризации, то требования Казначейства ранжируются после всех требований, которые “обычно возникают после принятия судебного решения”.

В случае процедуры ликвидации Казначейство может предъявить иск в отношении своих привилегированных требований, даже до утверждения этой процедуры. Эта возможность зависит от одного условия: ликвидатор не должен начинать ликвидацию обремененного имущества в течение трех месяцев с даты принятия судебного решения о ликвидации (статья 161 Закона 1985 г.).

Акт от 10 июня 1994 г. добавил новую статью 1740 octies во французский Налоговый кодекс (‘Code Gйnйral des Impфts’). Согласно этой статье, в случае процедуры реструктуризации или ликвидации отсрочиваются следующие налоговые выплаты и сборы:

- сборы, связанные с возбуждением производства и налоговые штрафы в рамках прямых и ассимилированных налогов, причитающиеся на дату судебного решения об открытии процедуры;

- сборы, связанные с возбуждением производства и налоговые штрафы в рамках налога с оборота и ассимилированных налогов, причитающиеся на дату судебного решения об открытии процедуры;

- сборы, связанные с возбуждением производства и налоговые штрафы в рамках регистрационных сборов, сборов за регистрацию в земельном реестре, гербовых сборов и ассимилированных налогов, причитающиеся на дату судебного решения об открытии процедуры.

Казначейство пользуется следующими основными преимуществами в отношении налогов:

1. Требования Казначейства в отношении прямых и ассимилированных налогов имеют преимущество перед всеми требованиями, возникшими до принятия судебного решения об открытии процедуры. Только следующие требования имеют преимущество перед требованиями Казначейства: по заработной плате (высшая очередность), судебные издержки, связанные с налоговой администрацией; привилегированные требования залогодержателя, осуществляющего свое право удержания, и требования некоторых обеспеченных кредиторов, без права удержания, обращающихся за судебным распределением после оценки.

2. В рамках той же очереди, согласно статье 1926 Налогового кодекса, Казначейство обладает общим личным преимуществом в отношении взыскания налогов на оборот и процентных платежей за просрочку за последние шесть месяцев до принятия решении о банкротстве, за исключением каких-либо штрафов.

3. Непосредственно следующим по очереди является преимущество, гарантирующее взыскание регистрационных сборов, за исключением каких-либо дополнительных штрафов или неустоек (статья 1929 Налогового кодекса).

4. Следующее по очереди, после преимущества арендодателя недвижимости в отношении получения арендной платы за 6 месяцев, следует преимущество в отношении косвенных налогов (статья 1927 Налогового кодекса).

5. Таможенная администрация обладает общим преимуществом, следующим по очереди после преимущества в отношении косвенных платежей (статья 379 Таможенного кодекса).

 

Опубликование требований Казначейства

Французское законодательство предусматривает обнародование сумм, причитающихся в порядке очередности со стороны коммерсантов и частных некоммерческих юридических лиц по налогу на прибыль, налогу с корпораций, налогу на фонд заработной платы, налогу на профессию и ассимилированным налогам, налогу с оборота и ассимилированным налогам, косвенным налогам и таможенным пошлинам (статья 1929 quarter Налогового кодекса).

Опубликование осуществляется на основании записей реестра, ведущегося Коммерческим трибуналом. Опубликование может потребоваться только в том случае, если в отношении задержки платежа со стороны налогоплательщика уже были установлены санкции.

После принятия Акта от 10 июня 1994 г. опубликование осуществляется в обязательном порядке в случае, если суммы, причитающиеся с налогоплательщика в пользу одного органа или службы, составляют не менее 80.000 французских франков на конец каждого календарного квартала. В случае обязательного характера опубликования эти требования обладают преимуществом только при условии их регулярного опубликования до принятия судебного решения об открытии процедуры.

 

 

5. ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ НАДЗОР/КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, НАЗНАЧЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЦЕДУРАМИ БАНКРОТСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ/ ИМУЩЕСТВОМ ДОЛЖНИКА ИЛИ ДЛЯ ИХ ПРОДАЖИ (ДА/НЕТ, В КАКОЙ ФОРМЕ)

 

Да.

Как было указано выше в отношении вопроса 2, прокуратура участвует в надзоре за деятельностью управляющего. Управляющий находится в юрисдикции прокуратуры. Государственные органы регулярно осуществляют проверки на месте. Судья, назначенный Министерством юстиции также осуществляет надзор за деятельностью управляющего и имеет право в любое время проводить проверки.

 

 

6. А) ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ (ДА/НЕТ)

 

Управляющий (“судебный администратор”)

Да.

Применимыми источниками права являются Акт n°85-89 от 25 января 1985 г. относительно судебных администраторов, уполномоченных ликвидаторов и экспертов по оценке ситуации на предприятиях (“relative aux administrateurs judiciaires, mandataires-liquidateurs et experts en diagnostics d’entreprises”); Декрет n° 85-1389 от 27 декабря 1985 г., в которые были внесены поправки Актом n°90-1259 от 31 декабря 1990 г. and by the Декретом n°91-1030 от 8 октября 1991 г., соответственно.

Управляющий должен быть зарегистрирован в национальном списке, составляемом национальной комиссией.

Комиссия состоит из 11 членов и 11 замещающих членов, назначаемых на 3 года.

Управляющие могут осуществлять свою деятельность на всей территории Франции (географические ограничения отсутствуют).

Их назначение производится в обязательном порядке согласно стандартному режиму и на дискреционной основе (только если суд посчитает это необходимым) согласно упрощенному режиму.

После назначения управляющего в помощь ему могут быть назначены еще один или два управляющих.

Профессия управляющего несовместима с какой-либо иной профессией, за исключением профессии юриста.

 

Ликвидатор (“уполномоченный ликвидатор”)

Ликвидатор должен выбираться из списка ликвидаторов (“судебных уполномоченных по ликвидации предприятий” - ‘mandataires judiciares а la liquidation des entreprises’ или “уполномоченных ликвидаторов” - ‘mandataires-liquidateurs’).

Список составляется комиссией, состоящей из 9 членов и подчиняющейся Апелляционному суду, в юрисдикции которого находится деятельность ликвидатора.

Территориальное ведение ограничено юрисдикцией Апелляционного суда, от которого зависит регистрационный список ликвидаторов.

Регистрация в списке предоставляет полную монополию.

Возможно только одно назначение.

Профессия ликвидатора несовместима с любой иной профессией.

 

 

7. B) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО (ДА/НЕТ, КАКИЕ)

 

Общие требования в отношении Управляющего и Ликвидатора в соответствии со статьями 5, 9 Акта n°85-99 и 4 fol. Декрета 1985 г.

Для того, чтобы быть зарегистрированными в соответствующем списке, они должны соответствовать следующим требованиям:

а) быть французскими гражданами;

b) иметь достаточные гарантии нравственного поведения;

с) обладать следующим рядом специальных степеней и дипломов, перечисленных в статье 4 Декрета 1985 г.:

-         степень магистра права;

-         степень магистра в области экономических наук или управления бизнесом;

-         иметь диплом, признанный Министерством образования и выданный высшим учебным заведениям в сфере бизнеса и управления, признаваемый государством;

-         обладать другими эквивалентными степенями или дипломами; пройти экзамен на способность выполнения функций аудитора (“ревизора по проверке счетов” - ‘commissaire aux comptes’);

-         иметь диплом об окончании высших курсов в области бухучета и финансов;

-         степень DEA в области права или управления бизнесом;

-         степень DESS в области права или управления бизнесом;

d) иметь опыт работы по специальности (3 года);

е) сдать экзамен на соответствие.

Экзаменационная комиссия состоит из:

1) уполномоченного в соответствии с судебным приказом (Председатель), 2) уполномоченного от Счетной палаты (‘Cour des comptes’), 3) члена коммерческого суда первого уровня, 4) профессора или преподавателя права, экономических наук или управления бизнесом, 5) трех управляющих, один из которых должен работать в области гражданских дел;

В случае равенства голосов Председатель обладает решающим голосом.

f) быть моложе 65 лет.

 

 

8. С) СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО (ДА/НЕТ, СУММА, В КАКОЙ ФОРМЕ)

 

Да.

Необходимо платить два вида вступительных взносов: в схему профессионального страхования и в гарантийный фонд.

В соответствии со статьей 35 Акта n° 85-99 от 25 января 1985 г. каждый управляющий (‘administrateur judiciaire’), зарегистрированный в национальном списке, а также каждый ликвидатор (‘mandataire liquidateur’), зарегистрированный в региональном списке, должен застраховать свою профессиональную гражданскую ответственность, а также быть застрахованным от небрежности или ошибки, допущенных в ходе выполнения своего мандата.

Вступление осуществляется через посредника гарантийного фонда (‘caisse de garantie’). Гарантийный фонд предусмотрен статьей 34 того же Акта. Он представляет собой юридическое лицо, управляемое его участниками и специально занимающееся вопросами выплаты средств, оплаты счетов или ценностей, находящихся во владении или управлении каждого управляющего, зарегистрированного в национальном списке, и каждого ликвидатора. В качестве агента государства в гарантийный фонд назначается сотрудник прокуратуры. Участие в этом фонде обязательно для всех управляющих, зарегистрированных в национальном списке, и для всех ликвидаторов. Средства фонда образуются за счет ежегодных взносов участником.

Сам фонд должен оформить страхование от всех рисков, вытекающих из применения законодательства.

Суммы взносов должны быть достаточными для покрытия всех издержек, связанных с функционированием и юридическими обязанностями фонда (включая обязательное страхование фонда и его отдельных участников).

 

 

9. D) МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ (КАКИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ УЧАСТВОВАТЬ В СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ)

 

Управляющий

Да.

 

Дисциплинарные меры:

Управляющий находится в юрисдикции прокуратуры. Этот орган регулярно проводит проверки на месте.

Управляющие должны передавать любую полезную информацию или документы, и не могут выдвигать в качестве возражения соображения профессиональной тайны (статья 12 Акта n°85-99).

Кроме того, каждый офис раз в четыре года подвергается контрольной проверке всей его деятельности.

Контроль осуществляется одним или двумя контролерами, назначаемыми Председателем Национального совета после согласования с Хранителя печатей (Министра юстиции) из числа управляющих, осуществляющих свою деятельность в рамках юрисдикции Апелляционного суда, отличной от юрисдикции подвергающегося контролю управляющего (статьи 54—16 fol. Декрета n°85-1389).

В случае, если управляющий не может надлежащим образом осуществлять свои функции по состоянию физического или умственного здоровья, или в связи с неоднократными нарушениями своих профессиональных обязанностей, национальная комиссия имеет право исключить его из списка, при том условии, что это решение было обосновано, а управляющему была предоставлена возможность высказать свои возражения (статья 6 Акта n°85-99).

Национальная комиссия имеет право выступать в качестве дисциплинарного органа и налагать дисциплинарные санкции (статья 22 fol. Декрета n°85-1389).

Возможно временное отстранение управляющего от исполнения обязанностей в случае применения в отношении него дисциплинарных или штрафных санкций.

Срок давности для дисциплинарных санкций составляет 10 лет. (статья 16 Акта n°85-99)

Парижский Апелляционный суд обладает исключительной юрисдикцией по рассмотрению апелляций по данным вопросам (статья 32 Акта n°85-99).

 

Отчетность

Статья 88 Декрета n°85-1388 предусматривает, что управляющий должен отчитываться перед конкурсным управляющим или председателем суда в отношении действий, осуществленных в соответствии с планом. Он должен представить свою отчетность в течение двух месяцев по окончании выполнения своих обязанностей.

 

Гражданская ответственность

Управляющий может быть привлечен к гражданской ответственности за любые убытки, вызванные его виновными действиями (небрежностью или надзорной деятельностью) и понесенные кредиторами или должником. (Cass. Com., 5 июля 1988 г., P.A. 26 июля 1989 г., с.159)

Статья 37 Акта 1985 г. с изменениями, внесенными Актом от 10 июня 1994 г., предусматривает, что управляющий должен убедиться в том, что у него есть необходимые средства, если он принимает решение о продлении контрактов. Его действия могут повлечь гражданскую ответственность.

Гражданская ответственность управляющего подпадает под юрисдикцию Суда высокой инстанции (“Tribunal de Grande Instance”).

 

Ликвидатор

 

Дисциплинарные меры:

См. выше.

Апелляции на решения региональных комиссий рассматриваются компетентным Апелляционным судом.

 

Отчетность

Ликвидатор должен отчитываться перед конкурсным управляющим, который выносит решение о прекращении функций ликвидатора. Он также отчитывается перед должником.

Гражданская ответственность

См. выше.

Ликвидатор может быть привлечен к гражданской ответственность за любые убытки, вызванные его виновными действиями.

Его ответственность перед кредиторами может быть только уголовной, так как их взаимоотношения не являются договорными.

Он также может нести ответственность перед должником. Далее >>

 

 


Мировые долговые новости

Парижский клуб обсудит досрочное погашение долга РФ этим летом»

Государство выставляет свою долю акций АО "Морстрой" на продажу»

За первый квартал кредиторская задолженность бюджета Кургана выросла на 27 млн рублей»

Суд отказал вице-мэру Владивостока...»

Переговоры России и Парижского клуба начнутся в июне»

Политические и экономические новости России и СНГ... »

Международные финансовые новости...»

TOP 15 новостей...»

Архив новостей »


ONLINE КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ДОЛГОВЫМ ВОПРОСАМ.    ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТАМ.

Ежемесячный обзор долгового рынка
Мировая Долговая Система
Новостные рассылки:
  • Предложения на продажу и покупку долгов

Исследования на долговом рынке
Какой путь урегулирования задолженности наиболее эффективен?
Продажа права требования
Досудебное урегулирование
Судебное урегулирование
Уголовное преследование
Другие пути


© WDS "World Debt System", 2004. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов Web-ресурса WDS активная ссылка на World Debt System обязательна.
Возврат долгов, взыскание долгов, арбитраж, покупка и продажа долгов
Каталог "BigMax.ru"