English
German
French
Italian
ВХОД В СИСТЕМУ
Логин:
Пароль:
запомнить логин и пароль?
Регистрация »
Напомнить логин и пароль »
[ закрыть ]
выбор языка / select language главная страницанаписать письмовход в систему
Главная страница

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
о государственном долге и государственных гарантиях


Nr.943 от 18.07.96
Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 75-76 от 21.11.1996


      В целях предоставления Правительству полномочий брать государственные займы и предоставлять государственные гарантии по внутренним и внешним кредитам, а также в целях установления основных принципов их погашения Парламент принимает настоящий закон.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


      Статья 1. Основные понятия

   В настоящем законе используются следующие понятия:
   государственный долг - общая сумма внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, выраженная в национальной валюте, согласно договорам (соглашениям), заключенным Министерством финансов от имени Республики Молдова. Государственный долг согласно договорам (соглашениям), заключенным в другой законной валюте, пересчитывается в национальной валюте, исходя из официального обменного курса, установленного Национальным банком Молдовы на соответствующую дату;
   внутренний государственный долг - составная часть государственного долга, представляющая собой итог основных сумм по всем прямым невыполненным обязательствам по договорам, заключенным Министерством финансов в национальной валюте от имени Республики Молдова;
    внешний государственный долг - составная часть государственного долга, представляющая собой итог основных сумм по всем прямым невыполненным обязательствам по соглашениям, заключенным Министерством финансов в иностранной валюте от имени Республики Молдова;
   государственные гарантии по кредитам - сумма всех государственных гарантий по кредитам, предоставленным Министерством финансов от имени Республики Молдова;
   государственные гарантии по внутренним кредитам - составная часть государственных гарантий по кредитам, представляющая собой сумму всех условных обязательств, взятых Министерством финансов от имени Республики Молдова, по выплате кредитным учреждениям сумм, выраженных в национальной валюте, в соответствии с гарантийными договорами;
   государственные гарантии по внешним кредитам - составная часть государственных гарантий по кредитам, представляющая собой сумму всех условных обязательств, взятых Министерством финансов от имени Республики Молдова, по выплате кредитным учреждениям сумм, выраженных в иностранной валюте, в соответствии с гарантийными соглашениями;
   Регистр государственного долга - регистр прямых обязательств государства по государственным внутренним и внешним займам;
   Регистр государственных гарантий по кредитам - регистр условных обязательств государства, вытекающих из государственных гарантий, предоставленных по внутренним и внешним кредитам;
   основная сумма займа - сумма денег, занимаемая в соответствии с договором (соглашением) о займе;
   государственная ценная бумага - форма государственного долга, представляющая собой договор краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного займа в национальной или другой законной валюте между Республикой Молдова в качестве заемщика и физическими или юридическими лицами в качестве кредиторов;

   [Понятие дополнено Законом N 902-XIV от 24.03.2000]
   основная сумма процентной ценной бумаги (государственной облигации) - сумма, эквивалентная номинальной стоимости процентной ценной бумаги, которая подлежит оплате на дату погашения;
   ценная бумага с дисконтом - ценная бумага, которая продается по цене ниже номинальной стоимости;
   основная сумма ценной бумаги с дисконтом - сумма денег, занимаемая кредитором на день выпуска ценной бумаги с дисконтом, эквивалентная цене продажи последней;
   ценная бумага в виде записи на счете - нематериализованная ценная бумага, выпуск которой осуществляется в виде бухгалтерской записи; ценная бумага в физической форме - материализованный документ, представляющий собой ценную бумагу;
   ассигнование - расходы, которые будут осуществлены Правительством через Казначейство на основе предоставленных Парламентом полномочий;
   постоянное ассигнование - бюджетные расходы, осуществляемые с определенной целью, предусмотренной законодательством, не требующие дополнительного утверждения в законе о бюджете на год;
   казначейский счет - счет, на котором аккумулируются все доходы и с которого осуществляются все расходы бюджета;
   система записи на счете - система, посредством которой государственные ценные бумаги в виде записи на счете регистрируются и учитываются Национальным банком Молдовы как фискальным агентом государства;
   денежное обязательство - обязательство выплатить определенную сумму денег;
   короткий срок - период до 365 дней;
   средний срок - период от 365 дней до 5 лет;

   [Понятие введено Законом N 902-XIV от 24.03.2000]
    длительный срок - период в 5 и более лет;

    [Понятие в редакции Закона N 902-XIV от 24.03.2000]
    фонд риска - внебюджетный фонд, который создается и управляется Министерством финансов и на котором накапливаются средства в целях выполнения государственных гарантий;
   гарантийный договор (соглашение) - договор (соглашение) между Министерством финансов и кредитным учреждением об осуществлении платежей в соответствии с определенными условиями;
   хозяйствующий субъект - физическое или юридическое лицо, которому кредитное учреждение предоставляет кредит;
   правительственная комиссия - консультативный орган при Правительстве для изучения проблем, связанных с привлечением и использованием внешних государственных займов и предоставлением государственных гарантий по внешним кредитам, образованный из представителей заинтересованных министерств, департаментов и Национального банка Молдовы;
   кредитный договор (соглашение) - договор (соглашение), по которому дебитор получает денежные средства от кредитора, обязуясь погасить основную сумму и соответствующие проценты в указанные сроки;
   договор о мерах по обеспечению возврата гарантированного государством кредита - договор, заключенный между Министерством финансов и хозяйствующим субъектом, включающий меры, предпринимаемые хозяйствующим субъектом в целях обеспечения своевременного возврата гарантированного государством кредита.

      Статья 2. Предоставление Правительству полномочий заключать договоры (соглашения) о государственных займах и предоставлять государственные гарантии по кредитам
   (1) Настоящим законом Правительству предоставляются полномочия заключать договоры (соглашения) о государственных займах и предоставлять государственные гарантии по кредитам на основе договоров (соглашений), заключаемых, контролируемых и исполняемых Министерством финансов.
   (2) Правительству как субъекту данного закона в лице Министерства финансов предоставлено исключительное право:
      а) заключать договоры (соглашения) о займе денежных средств в национальной и других законных валютах;
      b) выпускать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги;

   [Подпкт.b) дополнен Законом N 902-XIV от 24.03.2000]
      с) предоставлять отечественным и зарубежным кредитным учреждениям государственные гарантии в национальной и других законных валютах по кредитам, предоставленным хозяйствующим субъектам республики независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
   (3) Государственным займом и государственной гарантией по кредиту считаются только заем и гарантия, договор (соглашение) о которых заключен Правительством в лице Министерства финансов на основании настоящего закона.
   (4) Юридическое обоснование договоров (соглашений) о государственных займах и государственных гарантиях по кредитам представляет Министерство юстиции.

      Статья 3. Лимиты государственного долга и государственных гарантий по кредитам
   (1) Лимиты государственного долга, в том числе внутреннего и внешнего, а также лимиты государственных гарантий по кредитам на определенную дату устанавливаются в законе о бюджете на год.
   (2) Основная непогашенная сумма государственного займа может включать в себя капитализированные проценты, которые предусмотрены в договорах (соглашениях) о займе, в том числе в международных.
   (3) Законом о бюджете на год Парламент может утверждать отдельно лимиты внутреннего государственного долга, внешнего государственного долга, государственных гарантий по внутренним и внешним кредитам.

      Статья 4. Обязательства по погашению государственного долга
   (1) Государственный долг является суверенным долгом и абсолютным обязательством Республики Молдова по уплате процентов и погашению основных сумм, обеспеченным всеми активами Республики Молдова, находящимися в распоряжении Правительства.
   (2) Платежи по процентам и погашению основных сумм согласно договорам (соглашениям), заключенным в соответствии с настоящим законом, являются постоянным ассигнованием и продолжаются до полного погашения денежных обязательств.
   (3) Денежные обязательства, заключенные от имени Республики Молдова, считаются приоритетными долговыми обязательствами среди всех других денежных обязательств казначейского счета.
   (4) Государственный долг считается погашенным одновременно с выплатой процентов и возвратом основных сумм кредитору в соответствии с условиями кредитного договора (соглашения).

      Статья 5. Обязательства по выполнению государственных гарантий по кредитам
   (1) Государственные гарантии по кредитам являются условными обязательствами, которые выполняются согласно условиям гарантийного договора (соглашения), когда кредитополучатель не в состоянии погасить кредит и проценты по нему в соответствии с условиями кредитного договора (соглашения).
   (2) Если средства фонда риска недостаточны для осуществления обязательного платежа согласно государственным гарантиям по кредитам, Министерство финансов имеет право перечислять на определенное время в фонд риска денежные средства за счет доходов бюджета или с внебюджетных счетов с условием их последующего возврата.
      Статья 6. Регистрация и управление государственным долгом и государственными гарантиями по кредитам
   (1) В целях определения и учета всех прямых и условных обязательств Республики Молдова Министерству финансов предоставлены полномочия создать Регистр государственного долга и Регистр государственных гарантий по кредитам и вести их.
   (2) В Регистре государственного долга, который обновляется по мере необходимости, регистрируются прямые государственные обязательства, вытекающие из внутренних и внешних займов, информация о динамике государственного долга, наименование долга, дата заключения договора (соглашения), дата погашения и общая сумма долга, другие необходимые данные.
   (3) В Регистре государственных гарантий по кредитам, который обновляется по мере необходимости, регистрируются государственные условные обязательства, вытекающие из договоров (соглашений) о государственных гарантиях по кредитам, информация о выдаче и погашении государственных гарантий по кредитам, наименование гарантии, дата ее выдачи и срок действия, общая сумма, осуществленные и причитающиеся платежи, другие необходимые данные.
   (4) Регистр государственного долга и Регистр государственных гарантий по кредитам ведутся ручным или электронным способом Министерством финансов и являются единственными официальными записями, отражающими прямые и условные обязательства Республики Молдова. Министерство финансов является единственным органом, ответственным за точное ведение Регистра государственного долга и Регистра государственных гарантий по кредитам.
   (5) Министерство финансов представляет Национальному банку Молдовы регулярно или по его требованию информацию о содержании Регистра государственного долга и Регистра государственных гарантий по кредитам. Национальный банк Молдовы может вести учет информации, представляемой Министерством финансов.
   (6) Министерство финансов отвечает за управление государственным долгом и государственными гарантиями по кредитам.
   (7) При управлении государственным долгом и государственными гарантиями по кредитам Министерство финансов определяет минимальную стоимость займов, устанавливает ежегодно цели займов в зависимости от способности обслуживания государственного долга и управляет наличным денежным потоком казначейского счета.
   (8) Министерство экономики или другие органы публичного управления представляют Министерству финансов экономические данные, необходимые для заключения договоров (соглашений) и управления государственным долгом, предоставления государственных гарантий по кредитам.
   (9) Министерство финансов в периодических отчетах об исполнении государственного бюджета, представляемых в соответствии с законодательством, указывает объем и содержание прямых и условных государственных обязательств.

      Статья 7. Отношения Министерства финансов с Национальным банком Молдовы в части управления государственным долгом
   (1) Министерство финансов ежегодно консультируется с Национальным банком Молдовы о своих целях в области внутренних и внешних кредитов публичному сектору на следующий финансовый год, в том числе относительно размеров этих кредитов и условий их предоставления.
   (2) Министерство финансов информирует Национальный банк Молдовы о государственном долге, в том числе о выпуске государственных ценных бумаг в физической форме, и о предоставленных государственных гарантиях по кредитам.

      Статья 8. Рассмотрение соглашений о внешних государственных займах и соглашений о государственных гарантиях по внешним кредитам
   (1) Проекты соглашений о внешних государственных займах и соглашений о государственных гарантиях по внешним кредитам предоставляются для рассмотрения и дачи заключения государственным органам, имеющим на это полномочия в соответствии с действующим законодательством.
   (2) Соглашения с правительствами других стран, представительствами правительств других стран, международными финансовыми организациями или с другими иностранными организациями и компаниями относительно внешних государственных займов или предоставления государственных гарантий по внешним кредитам вступают в силу только после ратификации их Парламентом.

      Статья 9. Обязательства пользователей средств государственных кредитов или государственных гарантий по кредитам
   (1) Пользователи средств государственных кредитов или государственных гарантий по кредитам используют и возвращают эти средства в соответствии с договорами, заключенными с Министерством финансов.
   (2) В случае использования средств не по назначению или невозврата их в установленные сроки к указанным в части (1) пользователям применяются санкции, предусмотренные действующим законодательством и заключенными договорами.

      Статья 10. Мониторинг и контроль
   (1) Пользователи средств государственных кредитов или государственных гарантий по кредитам представляют ежеквартально Министерству финансов полную информацию об использовании и возврате этих средств.
   (2) Министерству финансов предоставляется право контроля пользователей, указанных в части (1), в том числе проверки их банковских счетов в течение всего периода пользования средствами государственных кредитов, до полного их погашения, или периода действия государственных гарантий.
   (3) Министерство финансов разрабатывает, и Правительство утверждает Положение о Регистре государственного долга и Положение о Регистре государственных гарантий по кредитам.



Глава II
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ


      Статья 11. Инструменты, генерирующие внутренний государственный долг
   Инструментами, генерирующими внутренний государственный долг, являются:
      а) государственные ценные бумаги;
      b) кредиты, полученные от Национального банка Молдовы и финансовых учреждений Республики Молдова;
      с) другие инструменты, генерирующие внутренний государственный долг.

      Статья 12. Назначение средств, полученных по внутренним государственным займам
   Средства в национальной валюте, полученные по внутренним государственным займам согласно договорам, заключенным Министерством финансов в пределах лимитов, установленных законом о бюджете на год, используются для:
      а) покрытия дефицита государственного бюджета;
      b) погашения внутреннего государственного долга по ранее заключенным договорам;
      с) покрытия кассового разрыва государственного бюджета;
      d) покрытия расходов, связанных с выпуском государственного внутреннего займа;
       е) финансирования инвестиционных проектов.

      Статья 13. Управление внутренним государственным долгом
   Правительство в лице Министерства финансов обеспечивает управление внутренним государственным долгом путем организации и учета его погашения, исчисления и уплаты процентов, а также осуществления других специфических операций.

       Статья 14. Налогообложение внутреннего государственного долга
   Проценты, доходы по капиталу, а также другой доход, полученный по государственным внутренним займам согласно условиям настоящего закона, как, например, прибыль от коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в размере, предусмотренном законодательством.

      Статья 15. Государственные ценные бумаги
   (1) Министерство финансов уполномочено выпускать государственные ценные бумаги от имени Республики Молдова.
   (2) Государственные ценные бумаги выпускаются в виде записи на счете или в физической форме и считаются письменными юридическими документами.
   (3) Государственные ценные бумаги в виде записи на счете - это ценные бумаги, выпуск, учет которых и подтверждение права собственности на которые осуществляются путем регистрации их в системе записи на счете Национальным банком Молдовы как фискальным агентом государства по организации обслуживания этих ценных бумаг.
   (4) Государственные ценные бумаги в физической форме - это ценные бумаги, на которых отпечатаны номер, номинальная стоимость и другие атрибуты ценных бумаг.
   (5) Оплата основной суммы и процентов по государственным ценным бумагам в виде записи на счете осуществляется посредством системы записи на счете согласно положениям о ценных бумагах в виде записи на счете, разработанным в соответствии с действующим законодательством.
   (6) Оплата основной суммы и процентов по государственным ценным бумагам в физической форме осуществляется в соответствии с правовыми нормами для таких ценных бумаг и с положениями о ценных бумагах в физической форме, разработанными в соответствии с действующим законодательством.
   (7) Основная сумма государственных ценных бумаг является государственным долгом.
   (8) Государственные ценные бумаги в виде записи на счете или в физической форме являются негоциируемым инструментом и объектом настоящего закона, а также положений, разрабатываемых в соответствии с настоящим законом.

      Статья 16. Виды государственных ценных бумаг
   (1) Государственные ценные бумаги выпускаются на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период.

   [Часть 1 ст.16 дополнена Законом N 902-XIV от 24.03.2000]

   (2) Краткосрочными государственными ценными бумагами являются:
       а) казначейские обязательства - ценные бумаги с дисконтом, выпущенные в виде записи на счете сроком на 28, 91, 182, 273 и 364 дня;
      b) боны для покрытия кассового разрыва - ценные бумаги с дисконтом, выпущенные в виде записи на счете в целях приведения в соответствие бюджетных доходов и расходов на любой до 365 дней срок.
   (3) Среднесрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги (государственные облигации) могут быть выпущены в виде записей на счете или в физической форме.

    [Часть 3 ст.16 дополнена Законом N 902-XIV от 24.03.2000]

   Статья 17. Нарушения на рынке государственных ценных бумаг
   В соответствии с настоящим законом нарушениями на рынке государственных ценных бумаг считаются:
      а) объединение участников рынка государственных ценных бумаг в целях мошенничества или воздействия на рыночную конкуренцию;
      b) нарушение установленных для участников рынка государственных ценных бумаг ограничений, касающихся купли или продажи этих бумаг;
      с) осуществление действий по обману и вовлечение в них другого участника рынка государственных ценных бумаг.

      Статья 18. Выкуп государственных ценных бумаг
   (1) Государственные ценные бумаги выкупаются согласно условиям их выпуска и разработанным в соответствии с настоящим законом положениям. После выкупа государственных ценных бумаг обязательства по ним аннулируются.
   (2) Если дата осуществления платежа по государственной ценной бумаге совпадает с нерабочим днем, оплата производится на следующий рабочий день без уплаты дополнительного процента.

(3) Министерство финансов имеет право выкупить государственную ценную бумагу до срока ее погашения в случае, если это предусмотрено условиями выпуска государственной ценной бумаги и осуществляется согласно настоящему закону и разработанным в соответствии с ним положениям.

      Статья 19. Предоставление компенсации за уничтоженные, испорченные или поврежденные государственные ценные бумаги, выпущенные в физической форме
    Министерство финансов вправе предоставлять компенсацию за уничтоженные, испорченные или поврежденные государственные ценные бумаги выпущенные в физической форме, при условии, что эти ценные бумаги были идентифицированы в соответствии со своими атрибутами согласно действующим положениям. Предоставление компенсации должно обусловливаться и убежденностью Министерства финансов в том, что это не приведет к дублированию выплат за одну и ту же государственную ценную бумагу.

      Статья 20. Кредиты, получаемые от Национального банка Молдовы и финансовых учреждений Республики Молдова
   Правительство в лице Министерства финансов уполномочено заключать кредитные договоры с Национальным банком Молдовы и финансовыми учреждениями Республики Молдова в соответствии с общими лимитами, предусмотренными законом о бюджете на год, и на основании критериев, установленных Законом о Национальном банке Молдовы.

      Статья 21. Обслуживание кредитов, предоставленных Правительству Национальным банком Молдовы
   (1) Сумма, составляющая проценты по кредитам, полученным от Национального банка Молдовы, является постоянным ассигнованием.
   (2) Порядок перечисления в государственный бюджет прибыли Национального банка Молдовы устанавливается в законе о бюджете на год с учетом положений Закона о Национальном банке Молдовы.

      Статья 22. Учет кредитов, предоставленных Правительству Национальным банком Молдовы
   Задолженность по кредитам, предоставленным Правительству в лице Министерства финансов Национальным банком Молдовы, в случае невозможности ее погашения относится на внутренний государственный долг и может быть пролонгирована или переоформлена в государственные ценные бумаги законом о бюджете на год в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы.



Глава III
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ


      Статья 23. Инструменты, генерирующие внешний государственный долг
   (1) Инструментами, генерирующими внешний государственный долг, являются:
      а) государственные ценные бумаги, которые представляют собой соглашение о займе в любой законной валюте, кроме национальной;
      b) займы, предоставленные правительствами других стран, представительствами правительств других стран;
      с) займы, предоставленные иностранными финансовыми учреждениями, международными финансовыми организациями;
      d) другие двусторонние или многосторонние займы.
   (2) Подписание соглашений о внешних государственных займах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

      Статья 24. Исключение для Международного валютного фонда
    Приобретение валюты и другие сделки между Национальным банком Молдовы и Международным валютным фондом не регламентируются настоящим законом.

      Статья 25. Назначение средств, полученных по внешним государственным займам
   Средства, полученные по внешним государственным займам, используются для:
      а) покрытия дефицита государственного бюджета;
       b) поддержания платежного баланса;
       с) финансирования инвестиционных проектов развития приоритетных отраслей экономики;
      d) импорта сырья, энергетических ресурсов и других продуктов;
       е) выполнения обязательств, связанных с предоставлением государственных гарантий по кредитам;
      f) обслуживания, рефинансирования и приобретения заново долга, вытекающего из предыдущих соглашений;
      g) финансирования расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
      h) финансирования разумных затрат, связанных с привлечением внешних государственных займов.

      Статья 26. Функции Министерства финансов по управлению внешним государственным долгом       (1) Министерство финансов в сотрудничестве с Министерством экономики и Национальным банком Молдовы:
       а) рассматривает условия и сроки соглашений о внешних государственных займах, оценивает возможности кредитования и условия финансирования на международных рынках;
       b) анализирует возможности и условия рефинансирования внешнего государственного долга и обеспечивает, чтобы чистое сальдо новых займов не превышало лимита государственного внешнего долга, установленного в законе о бюджете на год;
      с) с учетом положений настоящего закона разрабатывает и выносит на рассмотрение Правительства и Парламента проекты законодательных и других нормативных актов, необходимых для выполнения обязательств и полномочий по управлению внешним государственным долгом.
      (2) Министерство финансов ответственно за управление, обслуживание и возврат внешних государственных займов, полученных по соглашениям, заключенным от имени Республики Молдова.

       Статья 27. Фискальные агенты государства по использованию внешних государственных займов и обслуживанию внешнего государственного долга
   (1) Использование внешних государственных займов, полученных по соглашениям, заключенным Министерством финансов от имени Республики Молдова, осуществляется через коммерческие банки и в исключительных случаях - через Национальный банк Молдовы с его согласия.
   (2) Министерство финансов погашает внешний государственный долг и осуществляет выплаты по его обслуживанию через Национальный банк Молдовы.

      Статья 28. Управление внешним государственным долгом, вытекающим из соглашений о внешних государственных займах       (1) Использование средств внешних государственных займов, обслуживание и возврат внешнего государственного долга, вытекающего из соглашений о внешних государственных займах, осуществляются в соответствии с условиями и сроками, установленными в указанных соглашениях.
   (2) В случае, если условия использования внешнего государственного займа, обслуживания и возврата внешнего государственного долга, установленные в соглашениях о внешних государственных займах, противоречат положениям настоящего закона, приоритетными являются условия, установленные в указанных соглашениях.
   (3) Механизм получения внешнего государственного займа, обслуживания и возврата внешнего государственного долга устанавливается в положениях, разрабатываемых Министерством финансов по согласованию с Нациоальным банком Молдовы.

      Статья 29. Принятие постановлений об одобрении внешних государственных займов        (1) Постановления об одобрении внешних государственных займов принимаются Правительством на основе проектов, представленных Министерством финансов. По предложению Министерства финансов указанные проекты постановлений могут быть предварительно рассмотрены правительственной комиссией.
   (2) Предложения Министерства финансов должны соответствовать положениям настоящего закона.

      Статья 30. Конвертирование валютных средств, полученных по внешним государственным займам для покрытия дефицита государственного бюджета
   Валютные средства, полученные по внешним государственным займам для покрытия дефицита государственного бюджета, взятым Министерством финансов от имени Республики Молдова, продаются на валютном рынке, и средства в национальной валюте переводятся на казначейский счет.

      Статья 31. Использование средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования инвестиций и импорта

   Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования инвестиций и импорта, взятым Министерством финансов от имени Республики Молдова, используются на:
      а) создание новых рабочих мест и поддержку приватизированных и государственных предприятий на основе экономических и социальных приоритетов, установленных Правительством;
      b) производство продукции и услуг для экспорта или для замены импортируемых;
       с) финансирование расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
      d) финансирование проектов, связанных с инвестициями в инфраструктуру, в том числе социальную;
       е) другие цели, определенные Правительством.

      Статья 32. Распределение средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования инвестиций и импорта
   (1) Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования инвестиций и импорта, могут быть распределены финансовым учреждениям республики по предложению Министерства финансов на основе постановлений Правительства. Условия возврата заемных средств устанавливаются в договорах, заключенных между Министерством финансов и финансовыми учреждениями республики. В этих договорах оговариваются также процентная ставка, выплачиваемая Министерству финансов, лимит маржи к процентной ставке, которую может взыскивать финансовое учреждение, валюта, в которой будет рассчитана и возвращена основная сумма и уплачены проценты по ней, другие обязательства сторон.
   (2) Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования инвестиций и импорта, предназначенные учреждениям, финансируемым из бюджета, управляются Министерством финансов на условиях установленных соответствующими постановлениями Правительства и Парламента.

      Статья 33. Распределение средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования инвестиционных проектов
   (1) Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования инвестиционных проектов, распределяются хозяйствующим субъектам согласно положениям настоящей статьи.
   (2) Указанные в части (1) средства распределяются через финансовые учреждения, как это определено в части (1) статьи 32. С этой целью:
      а) хозяйствующие субъекты представляют финансовым учреждениям инвестиционные проекты, включая бизнес-планы, и другие необходимые документы;
       b) финансовые учреждения изучают инвестиционные проекты, включая бизнес-планы, способность хозяйствующих субъектов вернуть полученные средства, принимают решения относительно распределения средств и на основании принятых решений перечисляют средства хозяйствующим субъектам.
   (3) Управление средствами, полученными по внешним государственным займам для реализации инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета, осуществляется непосредственно Министерством финансов в соответствии с частью (2) статьи 32. В этих случаях:
       а) процедура распределения аналогична описанной в части (2), за исключением того, что хозяйствующий субъект представляет все материалы, указанные в пункте а) части (2), Министерству финансов для рассмотрения их совместно с Министерством экономики и отраслевыми министерствами, а в случае необходимости и правительственной комиссией;
       b) после принятия Правительством и Парламентом постановлений о распределении средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования инвестиционных проектов, только Министерство финансов ответственно за управление ими.

       Статья 34. Распределение средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования импорта
   (1) Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования импорта, распределяются (продаются) хозяйствующим субъектам в соответствии с требованиями настоящей статьи.
   (2) Средства, полученные по внешним государственным займам для финансирования импорта, продаются Министерством финансов на аукционе.
   (3) Средства, полученные по внешним государственным займам, распределяются с соблюдением следующих условий:
      а) эти средства могут быть выделены на срок не более одного года;
       b) хозяйствующие субъекты, ходатайствующие о получении этих средств, представляют финансовым учреждениям бизнес-планы, в которых точно указаны потребности в импортируемой продукции и ее назначение. В случае, если средства, полученные по внешним государственным займам, управляются Министерством финансов кроме бизнес-планов Министерство финансов может потребовать представления и других необходимых документов.
   (4) Если объем импорта, осуществляемого непосредственно государственным органом, составляет сумму, превышающую эквивалент 50 тысячам долларов США, закупка товаров осуществляется на основе тендера согласно законодательству.

      Статья 35. Возврат кредитов, предоставленных за счет средств, полученных по внешним государственным займам
   (1) Кредиты, предоставленные Министерством финансов за счет средств, полученных по внешним государственным займам для финансирования инвестиционных проектов и импорта, хозяйствующие субъекты или финансовые учреждения возвращают Министерству финансов в соответствии с кредитными соглашениями, заключенными между Министерством финансов и кредитополучателями.
   (2) Министерство финансов наделяется полномочиями по взысканию с кредитополучателей платы для покрытия расходов, связанных с обменными операциями, а также необходимых для получения, распределения и возврата займов.
   (3) Для обеспечения возврата кредитов, предоставленных за счет средств, полученных по внешним государственным займам, Министерство финансов наделяется полномочиями по принятию мер, предусмотренных настоящим законом и другими действующими нормативными актами, включая бесспорное снятие средств с банковских счетов и изъятие материальных ценностей, заложенных при получении этих кредитов.



Глава IV
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО КРЕДИТАМ


      Статья 36. Лимиты государственных гарантий по внутренним кредитам
   Для государственных гарантий по внутренним кредитам законом о бюджете на год устанавливаются следующие лимиты:
      а) соотношение суммы бюджетных перечислений в фонд риска и суммы годовых затрат, предусмотренных в государственном бюджете для обслуживания государственного долга;
      b) предоставление государственных гарантий по внутренним кредитам осуществляется в пределах средств фонда риска, который включает бюджетные средства, предусмотренные в законе о бюджете на год, и отчисления хозяйствующих субъектов за ранее предоставленные им государственные гарантии.

      Статья 37. Процедура предоставления государственных гарантий
   (1) Министерство финансов предоставляет финансовому учреждению государственную гарантию по запрашиваемому хозяйствующим субъектом кредиту только после подачи хозяйствующим субъектом в министерство заявки, содержащей:
      а) наименование и адрес хозяйствующего субъекта;
      b) номер расчетного счета в обслуживающем его финансовом учреждении;
       с) сумму кредита, для которого испрашивается государственная гарантия, и условия кредитования;
      d) бизнес-план с указанием назначения кредита, для которого испрашивается государственная гарантия;
       е) наименование кредитного учреждения, предоставляющего кредит, для которого испрашивается государственная гарантия;
      f) другую необходимую информацию.
   (2) Одновременно с подачей заявки, указанной в части (1), хозяйствующий субъект должен представить документы и информацию, необходимые для оценки его финансового положения и платежеспособности, в том числе:
      а) бухгалтерский баланс за период деятельности не менее чем двух предыдущих лет;
      b) информацию о долгах перед бюджетом, финансовыми учреждениями, хозяйствующими субъектами;
      с) копии всех необходимых документов по инвестиционным проектам;
      d) прогноз прибыли и ее распределение в течение периода действия гарантии;
      е) проект кредитного договора с финансовым учреждением-кредитором;
      f) информацию о своих активах, которые могут быть заложены и использованы для погашения задолженности;
       g) другие необходимые документы и информацию.

      Статья 38. Определение риска, взятого на себя Министерством финансов при предоставлении государственных гарантий
   (1) Министерство финансов осуществляет экономический анализ представленных материалов и определяет степень риска по каждой гарантии. Степень риска выражается в процентах (до 100) от суммы гарантии.    (2) На основе оценки риска Министерство финансов определяет плату по каждой предоставленной гарантии, которая составляет от 5 до 25 процентов от основной суммы гарантированного государством кредита. Эту плату хозяйствующий субъект должен перечислить в фонд риска.

      Статья 39. Средства фонда риска
   (1) Ни одна государственная гарантия не может быть предоставлена Министерством финансов, если не определены и не перечислены в фонд риска средства, достаточные для покрытия риска. В отдельных случаях согласно постановлению Парламента финансовые средства могут быть перечислены хозяйствующим субъектом в фонд риска после предоставления гарантии.
   (2) Фонд риска по каждой государственной гарантии образуется из:
      а) бюджетных средств, предусмотренных в законе о бюджете на год, которые являются постоянным ассигнованием;
       b) денежных средств, перечисленных хозяйствующими субъектами за предоставленную гарантию, которые составляют не менее пяти процентов от основной суммы гарантированного государством кредита.

      Статья 40. Обязательные условия предоставления государственных гарантий
   (1) Государственные гарантии предоставляются Министерством финансов на основании постановления Парламента с обязательным соблюдением следующих условий:
      а) заключение договоров между Министерством финансов и хозяйствую щим субъектом, которые в полной мере обеспечивают возврат средств, направленных на погашение гарантированных государством кредитов, а именно:
   - договора о залоге;
   - договора о переуступке долгового обязательства;
    - договора о предоставлении права на снятие средств с банковских счетов хозяйствующего субъекта;
   - соглашения о праве Министерства финансов на безусловный контроль за банковскими счетами хозяйствующего субъекта;
       b) предоставление государственных гарантий по внутренним кредитам не должно привести к превышению лимита обязательств Правительства перед банковской системой, определенного в соответствии с денежно-кредитной политикой на данный период;
      с) перечисление хозяйствующим субъектом платы в фонд риска в установленном объеме и в установленные сроки.
    (2) Государственные гарантии по внутренним кредитам предоставляются в первую очередь финансовым учреждениям, которые кредитуют хозяйствующих субъектов Республики Молдова, обслуживающих учреждения, финансируемые из бюджета.
   (3) Государственные гарантии по внешним кредитам предоставляются только по займам для финансирования проектов первоочередной важности для Республики Молдова. При этом критерии выбора этих проектов являются теми же, что и при выборе проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов.
   (4) Министерство финансов разрабатывает форму и устанавливает срок действия гарантийных договоров (соглашений).

       Статья 41. Постановление о предоставлении государственной гарантии
   (1) При выполнении условий, предусмотренных настоящим законом, Правительство в лице Министерства финансов представляет Парламенту на утверждение проект постановления о предоставлении государственной гарантии.
   (2) Государственная гарантия выдается Министерством финансов по согласованию с Национальным банком Молдовы на основании постановления Парламента.

      Статья 42. Обязательства хозяйствующего субъекта, ходатайствующего о получении государственной гарантии
   (1) Министерство финансов заключает с хозяйствующим субъектом, ходатайствующим о получении государственной гарантии, договор о мерах по обеспечению возврата гарантированного государством кредита.
   (2) Согласно такому договору хозяйствующий субъект берет на себя следующие обязательства перед Министерством финансов:
      а) не заключать дополнительные договоры, включающие приоритетные относительно гарантированных кредитов долговые обязательства;
      b) предоставлять неограниченный доступ ко всей информации, необходимой для оценки своего финансового положения;
      с) использовать все наличные средства со своих банковских счетов в целях погашения задолженности по гарантированному государством кредиту;
      d) уплачивать пеню в случае невыполнения предусмотренных указанным договором условий.

       Статья 43. Обязательные элементы гарантийного договора (соглашения)
    Гарантийный договор (соглашение) включает как минимум следующее:
      а) наименование и адрес хозяйствующего субъекта, которому предоставляется кредит под государственную гарантию;
      b) наименование и адрес финансового учреждения, которое выдает кредит под государственную гарантию;
      с) объект государственной гарантии;
      d) сумму государственной гарантии;
       е) форму обязательства Министерства финансов;
      f) срок действия государственной гарантии, в который платежное обязательство Министерства финансов подлежит истребованию;
      g) условия оплаты;
      h) условия, при которых государственная гарантия может быть выполнена;
      i) обязательства финансового учреждения, которое выдает кредит под государственную гарантию, в части принятия мер по возврату предоставленного кредита и уплате процентов по нему.

      Статья 44. Обеспечение возврата кредитов посредством государственных гарантий
    Государственные гарантии обеспечивают полный или частичный возврат основной суммы гарантированного государством кредита и выплату начисленных процентов, если выплата процентов включена в гарантийный договор (соглашение).

      Статья 45. Выполнение государственных гарантий по кредитам
   (1) Если хозяйствующий субъект не выполняет платежное обязательство по кредитному договору с финансовым учреждением-кредитором и последнее приняло все предусмотренные настоящим законом и гарантийным договором (соглашением) меры для погашения хозяйствующим субъектом задолженности перед ним, финансовое учреждение-кредитор представляет Министерству финансов платежное заявление, требуя выполнения государственной гарантии.
   (2) В платежном заявлении указаны основная сумма и проценты, которые подлежат выплате финансовому учреждению-кредитору Министерством финансов в соответствии с гарантийным договором (соглашением), заключенным согласно требованиям настоящего закона.
   (3) Министерство финансов перечисляет финансовому учреждению- кредитору заявленную сумму, если содержащиеся в платежном заявлении требования соответствуют положениям настоящего закона и условиям гарантийного договора (соглашения).
   (4) Бесспорное снятие средств со счетов государственного бюджета не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено гарантийным договором (соглашением).

      Статья 46. Возврат средств, использованных для выполнения государственных гарантий по кредитам
   (1) После осуществления Министерством финансов платежей согласно государственной гарантии хозяйствующий субъект обязан предпринять все возможные меры для возврата средств, использованных в соответствии с настоящим законом и договорами, заключенными между хозяйствующим субъектом и Министерством финансов.
   (2) Министерство финансов предпринимает все меры, предусмотренные законодательством, в целях возврата средств, использованных для выполнения государственной гарантии, включая бесспорное снятие средств с банковских счетов хозяйствующего субъекта инкассовым распоряжением в случае заключения между Министерством финансов и хозяйствующим субъектом договора о предоставлении права на снятие средств с банковских счетов хозяйствующего субъекта.

      Статья 47. Условия отнесения государственных гарантий по кредитам на государственный долг
   Государственная гарантия по кредитам относится на государственный долг, если кредиторы подали платежное заявление при соблюдении условий, предусмотренных заключенными гарантийными договорами (соглашениями), и гарант обязан выполнить свои обязательства.

      Статья 48. Условия прекращения действия государственной гарантии
   Государственная гарантия прекращает свое действие, если:
      а) гарантированный кредит полностью погашен хозяйствующим субъектом или Министерством финансов;
      b) истек указанный в гарантийном договоре (соглашении) срок, и были выполнены все условия этого договора (соглашения);
      с) средства гарантированного государством кредита не использованы в целях, на которые он был выдан.



Глава V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


      Статья 49. Разработка положений по управлению государственными ценными бумагами
   (1) Министерство финансов совместно с Национальным банком Молдовы разрабатывает положения относительно:
      а) выпуска и размещения государственных ценных бумаг;
      b) обслуживания, учета, выкупа и управления государственными ценными бумагами;
       с) методов реализации государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
   (2) Министерству финансов предоставляется право:
       а) делегировать полностью или частично разработку положений, указанных в части (1), назначенному им учреждению;
       b) определять фискального агента по операциям выпуска государственных ценных бумаг в физической форме.

      Статья 50. Юридическая ответственность
   Физические и юридические лица, в том числе органы публичного управления, виновные в нарушении положений настоящего закона, несут административную, уголовную или гражданскую ответственность согласно действующему законодательству.

      Статья 51
   (1) Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.
   (2) До приведения действующих нормативных актов в соответствие с настоящим законом они применяются в части, не противоречащей ему.
   (3) Правительству в двухмесячный срок:
      а) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;
      b) разработать дополнительные положения о содержании и оперативном ведении Регистра государственного долга и Регистра государственных гарантий по кредитам;
      c) представить Парламенту предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство относительно установления ответственности за нарушение настоящего закона.
   (4) Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу Постановление Парламента о предоставлении Правительством кредитных гарантий коммерческим банкам N 570-XIII от 22 июля 1995 года.

Председатель
Парламента


Петру Лучински
г. Кишинэу, 18 июля 1996 г.
N 943-XIII.

Мировые долговые новости

Парижский клуб обсудит досрочное погашение долга РФ этим летом»

Государство выставляет свою долю акций АО "Морстрой" на продажу»

За первый квартал кредиторская задолженность бюджета Кургана выросла на 27 млн рублей»

Суд отказал вице-мэру Владивостока...»

Переговоры России и Парижского клуба начнутся в июне»

Политические и экономические новости России и СНГ... »

Международные финансовые новости...»

TOP 15 новостей...»

Архив новостей »


ONLINE КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ДОЛГОВЫМ ВОПРОСАМ.    ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТАМ.

Ежемесячный обзор долгового рынка
Мировая Долговая Система
Новостные рассылки:
  • Предложения на продажу и покупку долгов

Исследования на долговом рынке
Какой путь урегулирования задолженности наиболее эффективен?
Продажа права требования
Досудебное урегулирование
Судебное урегулирование
Уголовное преследование
Другие пути


© WDS "World Debt System", 2004. Все права защищены. При цитировании или ином использовании материалов Web-ресурса WDS активная ссылка на World Debt System обязательна.
Возврат долгов, взыскание долгов, арбитраж, покупка и продажа долгов
Каталог "BigMax.ru"